Причины снижения качества моторного масла, часть 2

Часть 1 здесь

При разрушении масляной основы происходит его испарение, образование лаковых отложений, масляного шлама и нагара, изменение его характеристик по температуре застывания, вязкости и многих других. Следовательно, одна из главных причин изменения масляных характеристик и загрязнения масла заключается в температурном воздействии.

Уровень деградации масла зависит от количества масла в картере автомобиля, рабочей температуры двигателя и нагрузки на мотор. Снижение ресурса масла может происходить в связи с наличием поломок системы охлаждения, отсутствием обдува картера мотора или масляного радиатора. Уровень нагревания масла зависит и от особенностей конструкции двигателя. В частности, компрессионные кольца, как правило, находятся в более горячей зоне на коротких поршнях Т-образной формы, и омывающее их масло подвергается гораздо большей тепловой нагрузке. Именно в связи с перегревом масла может происходить т.н. масляная чума, проявляемая в последнее время особенно сильно – при этом фиксируется «сворачивание» масла при температурах, намного превышающих его обычную температуру, при которой теряется текучесть.

Влияние картерных газов

Причины снижения качества моторного маслаВоздействие на масло оказывают как высокие температуры, так и картерные газы. Проникая через поршневые уплотнения, такие газы создают в картере «коктейль» определенной жесткости, составленный сернистой, азотистой, серной и азотной кислотами. Их образование происходит в процессе взаимодействия определенных продуктов сгорания топлива. Вместе с «коктейлем» в картер попадают соединения сложной структуры.

Выхлоп, попадающийся в выпускной коллектор и проходящий через катализаторную систему, перед попаданием в окружающую среду, является гораздо больше очищенным, по сравнению с попадающей в картер смесью. Прекрасно взаимодействуя с распыленными масляными частичками в моторе, частицы агрессивной химии постепенно «отравляют» его. При этом фиксируется воздействие химии и на все присадки, которые содержатся в масле.

Кислоты являются главным фактором разрушения, поэтому масло делается щелочным, с целью нейтрализации таких кислот и предохранения мотора от разрушения. За это свойство отвечает такая масляная характеристика, как TBN.

Раньше срок эксплуатации масла зависел от высоты данного показателя: чем выше вторая, тем больший первый. К примеру, масла для грузовых машин могли иметь показатель TBN, доходящий до 16, а вот в «легковых» маслах, срок эксплуатации у которых ожидался на уровне меньше 100 тысяч до замены, TBN не превышал 8-11.

Относительно не так давно возникла тенденция к применению малозольных масел. Длительная работа такого масла является возможной только в новейших моторах и на бензине стандартной нормы «Евро 5-6». В процессе эксплуатации в старом двигателе на обычном бензине стандарта «Евро 3-4», изменение даже недешевых малозольных масел происходит с более высокой скоростью по сравнению с простыми.

Плохое состояние колец поршня, повышенный температурный показатель масла, а также неполадки в работе вентиляционной системы картера оказывают отрицательное воздействие на окисление масла. Щелочное число масла в дизеле должно увеличиться – его падение происходит с большей скоростью, нежели в бензиновом двигателе.

Часть 3 здесь