При разрушении масляной основы происходит его испарение, образование лаковых отложений, масляного шлама и нагара, изменение его характеристик по температуре застывания, вязкости и многих других. Следовательно, одна из главных причин изменения масляных характеристик и загрязнения масла заключается в температурном воздействии.
Уровень деградации масла зависит от количества масла в картере автомобиля, рабочей температуры двигателя и нагрузки на мотор. Снижение ресурса масла может происходить в связи с наличием поломок системы охлаждения, отсутствием обдува картера мотора или масляного радиатора. Уровень нагревания масла зависит и от особенностей конструкции двигателя. В частности, компрессионные кольца, как правило, находятся в более горячей зоне на коротких поршнях Т-образной формы, и омывающее их масло подвергается гораздо большей тепловой нагрузке. Именно в связи с перегревом масла может происходить т.н. масляная чума, проявляемая в последнее время особенно сильно – при этом фиксируется «сворачивание» масла при температурах, намного превышающих его обычную температуру, при которой теряется текучесть.
Влияние картерных газов
Воздействие на масло оказывают как высокие температуры, так и картерные газы. Проникая через поршневые уплотнения, такие газы создают в картере «коктейль» определенной жесткости, составленный сернистой, азотистой, серной и азотной кислотами. Их образование происходит в процессе взаимодействия определенных продуктов сгорания топлива. Вместе с «коктейлем» в картер попадают соединения сложной структуры.
Выхлоп, попадающийся в выпускной коллектор и проходящий через катализаторную систему, перед попаданием в окружающую среду, является гораздо больше очищенным, по сравнению с попадающей в картер смесью. Прекрасно взаимодействуя с распыленными масляными частичками в моторе, частицы агрессивной химии постепенно «отравляют» его. При этом фиксируется воздействие химии и на все присадки, которые содержатся в масле.
Кислоты являются главным фактором разрушения, поэтому масло делается щелочным, с целью нейтрализации таких кислот и предохранения мотора от разрушения. За это свойство отвечает такая масляная характеристика, как TBN.
Раньше срок эксплуатации масла зависел от высоты данного показателя: чем выше вторая, тем больший первый. К примеру, масла для грузовых машин могли иметь показатель TBN, доходящий до 16, а вот в «легковых» маслах, срок эксплуатации у которых ожидался на уровне меньше 100 тысяч до замены, TBN не превышал 8-11.
Относительно не так давно возникла тенденция к применению малозольных масел. Длительная работа такого масла является возможной только в новейших моторах и на бензине стандартной нормы «Евро 5-6». В процессе эксплуатации в старом двигателе на обычном бензине стандарта «Евро 3-4», изменение даже недешевых малозольных масел происходит с более высокой скоростью по сравнению с простыми.
Плохое состояние колец поршня, повышенный температурный показатель масла, а также неполадки в работе вентиляционной системы картера оказывают отрицательное воздействие на окисление масла. Щелочное число масла в дизеле должно увеличиться – его падение происходит с большей скоростью, нежели в бензиновом двигателе.