Приборная панель ВАЗ, что не так?

Помимо внешнего вида панели приборов и удобства управления, большое значение имеет ее функциональность и рациональность использования внутреннего пространства конструкции. Важно предусмотреть возможные комплектации кроме базовой, возможность замены или дополнительной установка на панель приборов каких-либо узлов.

До некоторого времени панель приборов автомобилей обычно покрывали поливинилхлоридной пленкой, закрепляемой на ней сваркой. В качестве мягкого элемента применял акриловую вату, пенополиуретан или вспененный поливинилхлорид. Толщина слоя мягкого материала со стороны пассажира достигала 100 мм. В автомобилях низкого класса часто применялись накладки из бумажной массы, оклеенные поливинилхлоридной пленкой, обеспечивающие пассивную безопасность пассажира путем разрушения при аварии.

С точки зрения конструкции и малой массы наиболее оптимальным вариантом является пластмассовый каркас с ребрами жесткости, покрытый мягкой пленкой.

Приборная панель автоНа ВАЗе – на сегодня крупнейшем конвейере, производящем российские автомобили, в качестве материала каркаса панелей приборов используется материал под названием Noryl, а в последнее время — тальконаполненный пропилен. Наполнение тальком позволяет сделать конструкцию более жесткой, а для лучшей адгезии с пеной каркас подвергают теплообработке. Пена (вспененный поливинилхлорид) заполняет лишь внутренний объем между каркасом и пленкой, не выходя на поверхность. Это позволяет обходиться без применения отверстий в каркасе для пролива пены, что заметно улучшает его прочность и технологичность. Кроме того, полипропилен намного дешевле, чем Noryl, что позволяет остановить выбор на этом материале. Структура используемой пены состоит из замкнутых ячеек. Материал обладает низкой теплопроводностью (0,03-0,04 ккал/(м•ч•С)). Наиболее же распространенной к настоящему моменту в мире технологией изготовления мягкой панели приборов является использование в качестве поверхностного материала пленки ПВХ или ПВХ/АБС в комбинации с полужесткой полиуретановой пленкой.

Панель приборов ВАЗ-2110 состоит из жесткой панели, изготавливаемой из материала Байбленд и мягкой накладки из пенополиуретана с металлическим каркасом. Основным недостатком этой панели является то, что наличие жесткой составляющей ее заметно утяжеляет, кроме того, Байбленд, являясь импортным материалом, имеет довольно высокую цену.

Что касается использования внутреннего пространства панели приборов автомобилей Волжского Автозавода, стоит отметить, что хотя традиционная компоновка и позволяет быстро считывать показания приборов, ведет к нерациональному использованию места перед водителем.

Кроме того, большинство существующих конструкций ограничиваются базовой комплектацией, не предусматривая возможность установки дополнительных модулей или замены одних элементов панели другими.

На основании всего выше сказанного отметим, что основной задачей конструктора является оптимальное и рациональное расположение приборов, чтобы они могли правильно функционировать и занимали поменьше места на панели приборов. Помимо этого следует провести эргономические исследования, так как панель приборов – это, прежде всего, рабочее место водителя. Дизайнеру же предоставляется практически полная свобода действий в поиске оптимального решения этой детали салонного интерьера.

Еще на эту тему: «Приборная панель автомобиля«.