Приборная панель автомобиля

Панель приборов, как средство отображения информации, в наибольшей степени определяет внутреннюю визуальную информативность автомобиля.

Конструкция панели приборов автомобиля оставляет широкий простор фантазии, как дизайнера, так и конструктора. Почти каждая доска объявлений пестрит предложениями от различных автосалонов, автомагазинов и проч. В самом деле, дизайн внутренней отделки любого автомобиля – не самый последний фактор спроса, он должен обеспечивать комфорт, безопасность и вместе с тем радовать глаз.

Но наряду с этим, панель приборов должна обеспечивать хорошую обзорность всех шкал и датчиков, установленных на ней, оставаясь достаточно простой в обращении, выдавать всю необходимую водителю информацию. Это, прежде всего:

  • текущее состояние систем автомобиля, непосредственно обеспечивающих безопасность движения (тормозная система, автосигнальное оборудование и система пассивной безопасности);
  • характеристики движения (скорость, обороты двигателя, дистанция до впереди идущего объекта);
  • правильность эксплуатации двигателя, ходовой части, трансмиссии, электрооборудования и всего автомобиля в целом;
  • прочие сведения (текущее время, например).

Приборная панель ВАЗПанель приборов состоит из различных информационных индикаторов, которые должны снабжать водителя информацией о состоянии систем и агрегатов, о течении процессов в них, о скорости автомобиля в форме, наиболее пригодной для анализа.

Еще в 1980-ом году в журнале «Form» (ФРГ) был опубликован проект приборной панели, в котором автор преднамеренно скомбинировал все возможные в то время индикаторные приборы, большинство из которых применялось на практике, но только в отдельных конструкциях. Внешний вид этого проекта красноречиво показывает бессмыслицу «сверхэлектронизации» автомобильных панелей приборов. Большое количество приборов отвлекает водителя от дороги. Здесь как никогда становится важным принцип: «Не все, что возможно, стоит делать». Следует ограничиваться только самыми необходимыми приборами.
Проект фирмы Citroen 1990 года: 21 лампочка, 2 требующих привыкания прибора с лупами, часы, 2 индикаторных прибора и 2 счетчика пройденного пути, не только не функционален, но и опасен.

На некоторых ВАЗовских моделях устанавливались панели приборов, оснащенные большим количеством индикаторных лампочек с некоторыми непонятными символами, что явно перегружает водителя (первоначальные варианты панелей автомобилей ВАЗ 2104, 2105, 21063, 2107).

В 1995 году фирма BMW впервые воплотила в жизнь проект полностью электронной панели приборов: кругообразная индикация, сходная с круглыми стрелочными приборами, сегменты имеют форму стрелки. Эта модель явилась большим шагом вперед по сравнению с предыдущими, где показания выдавались набором цифровых данных, так как считывание целых цифровых строк представляет собой опасность для движения, мешая водителю сконцентрироваться на дороге.

Требование о расположении индикаторных приборов в зоне видимости водителя является само собой разумеющимся и логичным, но и оно иногда нарушается. Например, Фирма Audi лишь недавно перестала размещать дополнительные приборы на уровне рычага переключения передач.

Следует также отметить, что применение чувствительной клавиатуры (кнопок) для управления движением не желательно, поскольку можно легко допустить неверное переключение.

На панелях приборов Peugeot и Citroen символы нанесены на лампочках (с кристаллическими рассеивателями); при загорании лампочки в аварийном случае символ исчезает.

Еще на эту тему: «Приборная панель ВАЗ, что не так?«