Дизель — расходы, о которых не говорят

Под такими названиями, как FAP, DPF или D-CAT прячутся не только технологии, которые уменьшают выброс вредных веществ.

В первую очередь это сообщение для покупателя, что рано или поздно появятся серьезные расходы. Десять лет назад на рынке появился первый автомобиль с переломным решением для того времени, фильтром твердых частиц.

Устройство, ответственное за фильтрацию очень вредных веществ попало сначала под капот Peugeot 406 coupe с двигателем 2,2 HDI. Чуть позже было приспособлено для других дизельных двигателей концерна PSA.

Дизельный двигательРешение требовало определенных работ по техническому обслуживанию. Система ФАП состоит из фильтра в системе выпуска отработавших газов, который задерживает частицы сажи.

В момент, когда автомобиль заправляют топливом специальный датчик регистрирует повышение уровня и добавляет нужное количество средства, облегчающего выжигание сажи из фильтра. Благодаря этому температура горения меньше. Это позволяет проводить процедуру дожигания даже во время обычной езды в городе.

Однако это решение оставляет после себя отходы, которые накапливаются в фильтре и со временем его забивают. Замена элемента это финансовые затраты раз в несколько десятков тысяч километров. Такое решение встречается не только в автомобилях французского концерна, но и других марках, использующих их решения.

DPF-это технология, отвечающая за то же самое, что и FAP. Отличается только тем, что теоретически она не требует технического обслуживания. Дожигание сажи, собранной в фильтре происходит через обогащение топливной смеси. Благодаря этому повышается температура выхлопа, но чтобы сохранить ее, водитель должен в течение десяти-двадцати минут ехать на повышенных оборотах при постоянной скорости.

Не рекомендуется игнорировать эту процедуру, ибо незаконченный дожиг может после нескольких раз вызвать засорение выхлопной трубы. Тогда выхода два: очистка фильтра или его замена.

Интересно, что в автомобилях некоторых марок бортовой компьютер не сообщает нам о продолжительности процедуры дожигания.

Иногда только в случае засорения фильтра информирует нас о необходимости посетить сервисный центр. Дожигание сажи можно заметить по тому, что на бортовом компьютере на стоянке, расход топлива держится на чуть более высоких значениях, чем обычно.

Следует также регулярно контролировать уровень масла, потому что при богатой смеси часть топлива попадает в картер и разжижает масло. По словам производителей фильтров твердых частиц, их должно спокойно хватить на всю жизнь автомобиля. На практике оказывается, что владелец стоит перед необходимостью инвестировать в новый фильтр.

Довольно интересное решение предлагает Toyota вместе со своей системой D-CAT. Там применяется дополнительный впрыск топлива во время открытия выпускных клапанов или помещается в коллекторе дополнительный инжектор, работающий под низким давлением. В фильтре твердых частиц это может привести к окислению сажи.

Это решение плохо подходит в городских условиях, потому что расход топлива очень быстро растет. Поэтому в ситуации, когда каждый день мы преодолеваем очень короткие расстояния, эксплуатация дизеля с такой технологией будет сильно повышать расходы.

Производители довольно ловко охраняли себя от возможных обвинений со стороны владельцев автомобилей с фильтрами твердых частиц. В инструкциях по эксплуатации есть пометки, что при частых повторных поездках в городских пробках, сажевый фильтр может выйти из строя.

Поэтому стоит перед покупкой задуматься, действительно ли в ближайшем будущем нам нужны дополнительные и немалые расходы. Подобным образом дело обстоит и при покупке автомобиля с вторичного рынка. Очень часто оказывается, что вскоре после покупки, на приборной панели появляется иконка, приглашающая в сервисный центр для замены сажевого фильтра.