Стук пальцев или детонация

Словосочетание «стук пальцев» знакомо практически каждому водителю, безразлично, насколько он опытен. Но далеко не все знают, что этот неприятный звук при больших оборотах, издают несоприкасающиеся вращающиеся металлические детали. Причиной этому – ни что другое, как детонация топлива.

В прошлые времена моторы изготавливали иначе, и «поршня» в самом деле стучали. А объясняется это тем, что под действием повышенных температур между частями двигателя в большинстве случаев возникали зазоры . А низкая прочность материалов при повышенных на них нагрузках этот негативный эффект усиливали. В связи с чем, любой двигатель был подвержен возникновению «звона».

Сегодняшние изменения

Стук пальцев или детонацияНа сегодня производство двигателей усовершенствовано в значительной мере, для изготовления применяются высококачественные материалы. То что «стучат пальцы» по-прежнему говорят, но чаще всего это явление вызывают совсем не поршневые пальцы, а именно детонация. Прямое значение слова «детонация» – «взрыв». Известно, что топливо, кроме того что гореть, может еще и взрываться.

Это можно увидеть и в школьной химии. Образованное водородом Н2 соединение при попадании на воздух горит, а не взрывается. Но в случае смешивания с О2 в определенном соотношении, при поднесении источника огня к этой смеси – она взрывается. Что-то подобное происходит и в камере сгорания – во время совпадения некоторых условий горючее детонирует.

Кроме стука детонацию могут сопровождать и другие эффекты, такие как заметное уменьшение максимальной мощности, перегрев и сбои в работе двигателя, уменьшение температуры выхлопа.

Детонация проявляется только при нажатии на педаль акселератора, когда топливо максимально насыщается кислородом. Чем больше кислорода поступает, тем вероятность детонации выше. Но повысив октановое число можно добиться правильного поведения рабочей смеси (она не детонирует). Поэтому в случае постороннего стука в двигателе в первую очередь необходимо проверить качество топлива. Также может быть неправильно выставлено опережение зажигания, что тоже приводит к возникновению детонации.