Обтяжка карбоном

Всем автолюбителям доводилось слышать слово карбон. Но не все знают, что это такое. Мы постараемся донести информацию о том, что это, для чего оно и куда оно применяется. И как можно создать подобие такого материала.

Что такое карбон?

Самый настоящий углепластик, карбон состоит из переплетений углеродных нитей, закрепленных эпоксидными смолами. Сами нити очень тонкие, сломать их не составит труда, но порвать очень трудно. Стандартный процесс: из нитей сплетаются ткани, имеющие разный рисунок плетения. Чтобы материал был более прочный, такие ткани кладут слоями, скрепляя между собой эпоксидной смолой и меняя каждый раз угол направления.

Карбон применяется во многих отраслях:

Обтяжка карбономВпервые этот материал использовался NASA при постройке космических кораблей. В 1981 г. Джон Барнард применил карбоновоые волокна при постройке болида на McLaren MP4, углепластик был принят на ура, и по сей день остается популярным материалом. Используют и для обтяжки карбоном некоторых элементов кузова деталей салона, а также спойлеров, бамперов, частей стоек. Карбон можно встретить еще и на остальных видах транспорта: водного, наземного и воздушного.

Плюсы и минусы

Карбон имеет и положительные, и отрицательные стороны. Это особо прочный материал, имеющий небольшой вес, что хорошо. Карбон вполовину легче стали и где-то процентов на 20 легче алюминия. Выигрывает он и по прочности в сравнении со многими металлами и даже стекловолокном. Именно поэтому карбон так любим конструкторами гоночных авто. В автоспорте очень важно сочетание особой прочности и небольшого веса. Кабину гонщика в болидах Формулы 1 обтягивают карбоном.

Теперь о недостатках углепластика. Для изготовления подобного материала требуются: сложная технология и дорогостоящие составные. А для соединения слоев идут более дорогие и качественные смолы, чем для работы со стекловолокнами. Естественно, требуется и дорогое оборудование, например, автоклав. Отсюда и высокая цена материала, значительно превосходящая по стоимости стеклоткань. А из-за цены карбон становится доступен далеко не всем, что очень влияет на его движение в народ.
Еще такой материал не любит точечных ударов. Карбоновый капот через несколько месяцев может превратиться в решето при езде по дороге с гравием, из-за попадания мелких камушков.

Не любит карбон и солнечных лучей. Под их воздействием спустя некоторое время материал выгорает, и его цвет будет отличаться от того, что был вначале. Не поддается карбоновое волокно и восстановлению. Металлические детали или детали из стекловолокна можно реанимировать, а карбоновые нет. Поэтому часто из-за маленькой царапины приходится тратиться на замену. Ненужные детали непригодны для утилизации как пластмасса, сталь и алюминий. Карбоновая переработка – довольно дорогое и непростое дело. Вторичное использование этого материала под большим вопросом.