СТРОИТЕЛЮ МОДЕЛИ «КРУЗЕНШТЕРНА».

Статья о барке «Крузенштерн».

Ю. БЕЛЕЦКИЙ, г. Рига

Барк «Крузенштерн» — огромный парусник, конструктивные чертежи которого составляют много томов.

Вполне естественно, что в жестких рамках журнальной публикации невозможно достаточно полно рассказать об устройстве судна и привести все чертежи.

Поэтому постройку модели «Крузенштерна» рекомендуем либо начинающим (для изготовления упрощенной копии), либо очень опытным — мастерам судомоделизма, знакомым с особенностями и конструктивным исполнением подобных судов. В первую очередь сказанное относится к особенностям устройства парусного вооружения, описаниям способов и правил установки и проводки стоячего и бегучего такелажа (к примеру, снастей: их на «Крузенштерне» около 340 наименований).

Технология изготовления модели не отличается какими-либо принципиальными новшествами и достаточно освещена в соответствующей литературе, например, в книге О. Курти «Постройка моделей судов» («Судостроение», 1977) и во многих номерах «М-К».

Этот четырехмачтовый барк построен в Германии на верфи в городе Везермюнде в 1926 году.

Барк «Крузенштерн» — в его теперешнем виде — современное парусно-моторное судно, оснащенное совершенной электрорадионавигационной аппаратурой, радиолокаторами и другими новейшими приборами. Это одно из немногих парусных судов, которое продолжает плавать уже вторую половину столетия.

С 1973 по 1977 год «Крузенштерн» совершил около 15 дальних рейсов, несколько раз ходил из Балтийского моря в Черное вокруг Европы и обратно, пересекал Атлантический океан в обоих направлениях, побывал более чем в 25 отечественных и зарубежных портах.

Корпус барка стальной, клепаный, разделенный на отсеки семью водонепроницаемыми переборками. Имеет две непрерывные палубы с деревянным настилом и одну платформу.

Характерной особенностью парусного вооружения является идентичность размеров конструктивных элементов мачт с прямым вооружением. Высота их (от уровня ватерлинии), длина стеньг, брам-стеньг, реев, размеры парусов (кроме фока, I и II грота) и т. д. одинаковы. Весь рангоут стальной, пустотелый, сваренный из труб.

На мачтах с прямым вооружением стеньги приварены к ним встык, брам-стеньги обычной конструкции, соединены со стеньгами с помощью салингов и эзельгофтов. Общий вес рангоута и парусного вооружения (31 парус площадью 3655 м2) — 200 т. Для работы с реями и парусами на шлюпочной палубе установлены специальные лебедки.

Аварийно-спасательные средства барка состоят из шести спасательных шлюпок на 36, 51 и 55 человек (по две штуки) и 15 спасательных надувных плотов на 10 человек каждый.

Судно несет 770 т балласта, из них 270 т жидкого в междудонном пространстве.

ОКРАСКА. Надводный борт снаружи окрашен в черный и белый цвета. Подводная часть корпуса — красная. Ватерлиния и носовое украшение — белые.

Буквы названия судна на носу и корме накладные, из стального листа, приваренные к корпусу — также белые. Для модели их можно вырезать из любого подходящего материала или нанести непосредственно на корпус с помощью трафаретов.

Герб Советского Союза на корме установленных цветовых сочетаний. Название порта приписки (Рига) наносится через трафарет белой краской. Шлюпки белые с красной полосой от планширя до привального бруса, вдоль бортов.

Остальные части корпуса судна, рангоута и стоячего такелажа следующих цветов:

леерные ограждения полубака, ходового мостика, юта, рамы бортовых иллюминаторов, рубки, надстройки, вентиляторы, вентиляционные дефлекторы, световые люки, шлюпбалки, дромгеды (головки) шпилей, нактоузы, спасательные плоты, топы мачт, мачты и стеньги от марсовых площадок до бейфутов нижних марса реев (на бизань-мачте — до эзельгофта включительно), стеньги и брам-стеньги от салингов до стень-эзельгофтов включительно, ноки реев, гика, гафелей, бом-утлегаря, грузовой стрелы, флагшток, выстрела, ворсты, талпера, марки на вантах в нижней части (см. чертеж), блоки — белые;

планширь, фальшборт с внутренней стороны, баллеры шпилей, брашпиль, якоря, якорные цепи и их стопоры, лебедки, вьюшки, кнехты, киповые планки, леера на шлюпочной палубе, трапы и их поручни, стоячий такелаж — черные;

палгун (основание шпилей), полоска вдоль внутренней стороны фальшборта у палубы (ширина в натуре 150 мм) — зеленые;

весь рангоут, а также марсовые площадки, салинги, краспицы, грузовая стрела, радиолокационные антенны, кат-балка — палевые;

кофель-планки, кофель-нагели, штурвалы — темное полированное дерево;

все палубы, в том числе ходового мостика (расчертить, имитируя доски палубного настила) — светлое дерево.

Барк «Крузенштерн»: 1 — бом-утлегарь-штаг, 2 — ватер-штаг, 3 — поворотная кат-балка, 4 — грузовая стрела, 5 — фок-мачта, б — ручной шпиль, 7 — радиолокационные антенны, 8 — тросовые бортовые леера, 9, 18 — вентиляторная, 10 — первая грот-мачта, 11 — магнитный компас, 12 — штурвал, 13 — ходовой мостик, 14 — курсантский мостик, 15 — гирокомпас, 16 — леерное, тросовое ограждение мостика, 17 — вторая грот-мачта, 19 — бизань-мачта, 20 — спасательный круг, 21 — запасной штурвал, 22 — флагшток, 23 — румпельная надстройка, 24 — дефлектор, 25 — радиорубка, 26 — сзетовые люки, машинного отделения, 27 — учебная штурманская рубка, 28 — стойки, 29 — штурманская рубка, 30 — спасательные плоты, 31 — сходный тамбур носовой шахты живучести, 32 — шахта для погрузки продовольствия, 33 — грузовая лебедка, 34 — якорная машина, 35 — мартин-бакштаги, 36 — киповая планка с двумя роульсами (4 шт.), 37 — тали кат-балки, 38, 43 — кнехты, 39 — становой якорь (адмиралтейский — 2 шт.), 40 — якорная машинка, 41 — левый бортовой огонь (зеленый), 42 — носовая вьюшка для швартовного троса, 44 — марса-фальная лебедка, 45 — шлюпбалка гравитационная, двухшарнирная, 46 — шлюпка СШАМ-51, 47 — шлюпочная палуба, 48 — ящик для сигнальных флагов (2 шт.), 49 — прожектор (2 шт.), 50 — шлюпка СШАР-55, 51 — леер, 52 — шлюпка СШАР-36, 53 — блоки одношкивные, 54 — выстрел, 55 — кормовая вьюшка для швартовного троса, 56 — шлюпочная лебедка (6 шт.), 57 — брасовая лебедка (3 шт.), 58 — машинный телеграф, 59 — телефоны, 60 — забортный трап, 61 — световые люки камбуза и разделочной, 62 — вьюшка для буксирного троса, 63 — вьюшка для перлиня, 64 — декоративная башенка, 65 — правый огонь (красный), 66 — нофель-планка, 67 — бом-утлегарь-бакштаг.

НАЗВАНИЯ ПАРУСОВ

ПРЯМЫЕ ПАРУСА: А — фок, Б — нижний фор-марсель, В — верхний фор-марсель, Г — нижний фор-брамсель, Д — верхний фор-брамсель, Е — фор-бом-брамсель, Ё — грот, Ж — нижний грот-марсель, З — верхний грот-марсель, И — нижний грот-брамсель, К — верхний грот-брамсель, Л — грот-бом-брамсель, М — грот II, Н — нижний марсель II грота, О — верхний марсель II грота, П — нижний брамсель II грота, Р — верхний брамсель II грота, С — бом-брамсель II грота.

КОСЫЕ ПАРУСА: Т — фор-стень-стаксель, У — кливер, Ф — средний кливер (мидель-кливер), X — бом-кливер, Ц — грот-стень-стаксель, Ч — грот-брам-стень-стаксель, Ш — стень-стаксель II грота, Щ — брам-стень-стаксель II грота, Ъ — апсель, Ы — крюйс-стень-стаксель, Э — нижняя бизань, Ю — верхняя бизань, Я — гаф-топсель.

БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ ПАРУСОВ И РЕЕВ

ФОК-МАЧТА (ПОЗ. 5): 1 — фор стень-стаксель-нирал, 2 — кливер-нирал, 3 — мидель-кливер-нирал, 4 — бом-кливер-нирал, 5 — бом-кливер-шкот, 6 — мидель-кливер-шкот, 7 — кливер-шкот, 8 — фор-стень-стаксель-шкот, 9 — фока-гитова, 10, 11, 17, 18, 19 — свободные нагели, 12 — фока-топенант, 13 — нижний фор-марса топенант, 14 — нижний фор-брамсель шкот, 15 — верхний фор-брамсель шкот, 16 — фор-бом-брамсель шкот, 20 — грот-стень-стаксель нирал 1 грота, 20′ — грот-брам-стень-стаксель нирал I грота.

ГОРДЕНИ И ГИТОВЫ (ФОК, I и II ГРОТ-МАЧТ): 21 — наружный гордень фока (I или II грота), 22 — нок-гордень фока (I или II грота), 23 — средний гордень фока (1 или II грота), 24 — внутренний гордень фока (I или II грота), 25 — гитовы нижнего марселя, 26 — наружный гордень нижнего марселя, 27 — нок-гордень нижнего марселя, 28 — средний гордень нижнего марселя, 29 — внутренний гордень нижнего марселя, 30 — гитова верхнего марселя, 31 — наружный гордень верхнего марселя, 32 — нок-гордень верхнего марселя, 33 — средний гордень верхнего марселя, 34 — внутренний гордень верхнего марселя, 35 — гитова нижнего брамселя, 36 — наружный гордень нижнего брамселя, 37 — нок-гордень нижнего брамселя. 38 — внутренний гордень нижнего брамселя, 39 — гитова верхнего брамселя, 40 — наружный гордень верхнего брамселя, 41, 42, 49, 50, 51 — свободные нагели, 43 — нок-гордень верхнего брамселя, 44 — внутренний гордень верхнего брамселя, 45 — гитова бом-брамселя, 46 — наружный гордень бом-брамселя, 47 — нок-гордень бом-брамселя, 48 — внутренний гордень бом-брамселя, 52 — фор-стень-стаксель-фал, 53 — мидель-кливер-фал, 54 — кливер-фал, 55 — бом-кливер-фал, 56 — фор-бом-брам-фал, 70 — фока брас (коренной конец), 71 — нижний фор-марса-брас (коренной конец), 72 — верхний фор-марса-брас (коренной конец).

I ГРОТ-МАЧТА (ПОЗ. 10): 57 — гитова I грота, 58 — грота-топенант I грота, 59 — нижний грот-марса топенант I грота, 60 — нижний грот-брамсель шкот I грота, 61 — верхний грот-брамсель шкот I грота, 62 — грот бом-брамсель шкот I грота, 63, 65, 67, 68, 69 — свободные нагели, 64 — нирал грот-стень-стакселя II грота, 66 — нирал грот-брам-стень-стакселя II грота, 491 — нижний фор-брам-брас, 501 — верхний фор-брам-брас, 511 — фор-бом-брам-брас, 531 — бом-брам фал I грота, 561 — грот-брам-стень-стаксель-фал I грота, 561* — грот-стень-стаксель-фал I грота, 73 — грот брас I грота (коренной конецЬ 74 — нижний грот-марса брас I грота (коренной конец), 75 — верхний грот-марса брас I грота (коренной конец).

II ГРОТ-МАЧТА (ПОЗ. 17): 76 — гитова II грота, 77 — грота-топенант II грота, 78 — нижний грот-марса топенант II грота, 79 — нижний грот-брамселя шкот II грота, 80 — верхний грот-брамселя шкот II грота, 81 — грот бом-брамсель шкот II грота, 82, 83 — свободные нагели, 84 — нирал апселя, 84I — ннрал крюйс-стень-стакселя, 51II — нижний грот-брам-брас I грота, 52II — верхний грот-брам-брас I грота, 5311 — грот-бом-брам-брас I грота, 54II — грот-стень-стаксель-фал II грота, 54II* — грот-брам-стень-стаксель-фал II грота, 55II — бом-брам-фал II грота.

БИЗАНЬ-МАЧТА (ПОЗ. 19): 85 — апсель-фал, 85I — крюйс-стень-стаксель-фал, 86′ — фал гаф-топселя, 88 — фал верхней бизани, 87I — нирал гаф-топселя, 87 — иирал верхней бизани, 88I — шкот гаф-топселя, 88 — контр-шкот гаф-топселя, 89 — нирал нижней бизани, 90 — фал нижней бизани, 91 — гитова верхней бизани, 92 — две гитовы нижней бизани, 93 — контр-шкот нижней бизани, 94 — шкот нижней бизани, 95 — две гитовы нижней бизани, 96 — гитова верхней бизани, 97 — контр-шкот верхней бизани, 98 — шкот верхней бизани. 99, 100 — свободные нагели, 101 — шкот апселя, 102 — галс-оттяжка гаф-топселя, 103 — шкот крюйс-стень-стакселя, 104 — нижний брам-брас II грота, 105 — верхний брам-брас II грота, 106 — бом-брам-брас II грота, 107 — грота-брас II грота (коренной конец), 108 — нижний марса-брас II грота (коренной конец), 109 — верхний марса-брас II грота (коренной конец)..

ОБУХА У ФОК-МАЧТЫ, I и II ГРОТ-МАЧТ: 1 — бом-брам-шкот, 2 — верхний брам-шкот, 3 — нижний брам-шкот, 4 — нижний марса-топенант, 5 — фока-топенант, 6 — фока-гитова, 7 — нижний марса шкот, 8 — шкот верхнего фор-марселя (обух на мачте), 8I — шкот верхнего фор-марселя I грота (обух на мачте), 8II — шкот верхнего фор-марселя II грота (обух на мачте).

По материалам, предоставленным бывшим капитаном «Крузенштерна» И. ШНЕЙДЕРОМ, чертежи подготовлены читателем нашего журнала из Риги инженером Ю. БЕЛЕЦКИМ.

Источник: «Моделист-Конструктор» 1978 №12.